Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Воропаева Юлия Владимировна
Тип урока: частичное повторение материала и изучение нового.
Педагогические технологии -  Технологии диалогового взаимодействия, игровые технологии
Цель урока: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
  • научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки;
  • развивать звуковысотный  и тембровый музыкальный слух;
  • формировать словарный запас учащихся, определяя музыкальный характер персонажей сказки;
  • воспитывать  культуру слушания симфонической музыки
Оборудование:
  1. ПК;
  2. презентация урока;  
Методы:
  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • практический метод (слушание фрагментов симфонической сказки).  
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 
Ход урока
  1. Организационный момент. (5 минут)
Музыкальное приветствие «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-Здравствуйте, ребята.,Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения с музыкой и друг с другом.
Обратите внимание! На ваших столах лежат подписанные листочки. Это листочки-самооценки. Сейчас они нам понадобятся. Я буду задавать вопрос и предлагать варианты ответов. Какой вариант ответа вам покажется верным, ту цифру и записывайте в листок. 
-Какое музыкальное произведение только что для вас прозвучало?
1. «Марш Черномора»
2. марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» 
-Музыкальное произведение «Руслан и Людмила»
1.балет?
2.опера? 
- Опера –это
1. музыкальный спектакль, в котором артисты поют под сопровождение оркестра.
2. музыкальное произведение, в котором артисты танцуют
-В опере могут быть танцевальные сцены, номера?
1. нет
2.да 
-Хорошо!  Отложим листочки на время. 
Учитель: Отлично! А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют два раза.
Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель:  Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр - окраска звука. Свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. Возьмите свои листочки и слушайте внимательно вопрос. 
- В опере голоса делятся:
1. на женские
2.на мужские
3. на женские и мужские 
- Сопрано это:
1.высокий женский голос
2. высокий мужской голос 
-Самый низкий мужской голос:
1. баритон
2. бас 
Альт –это:
1.женский голос
2.мужской голос 
Учитель: Свой определенный тембр есть у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
  1. Новая тема (20 минут + 15 минут)
Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем. С болота, поросшего ряской,[1]
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.(Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори. 
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
  • Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»
  • Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 1).
Это было в 1936 году. Это не простосказка, а музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. (слайд 2)
 С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.(слайд 3)
Он хотел, чтобы дети учились слушать симфоническую музыку и различать тембры инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свою мелодию, музыкальную тему, исполняемую на каком-либо музыкальном инструменте.(слайд4)
В тетрадях вы будете записывать героя и напротив инструмент, который его изображает.
Учитель: (Слайд 5)
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. Отважный  Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша.( слушание темы) А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Давайте движениями изобразим характер Пети? (дети импровизируют движения)
Каким изобразила его музыка, подберите слова?
Примерные ответы учащихся:  
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
  • Хорошо! На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. (Слайд 6). Слушание темы.
Узнали инструмент?Это - флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
- Веселое, радостное.
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
  •   Хорошо!
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд  7). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вдруг появляется кошка. (слайд 8)
Она хочет схватить птичку. Но у неё ничего не выходит. Мелодию кошки исполняет кларнет из группы деревянно-духовых.(слушание темы). Какую музыку вы услышали?
Примерные ответы детей:
- Музыка мягкая, осторожная. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9)
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. (Слушание темы.)
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
  • Вскоре действительно появляется Волк! (Слайд 10). Его мелодическую тему исполняют валторны -  инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
- Что вы можете сказать о мелодииэтого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка страшная, хмурая, изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
  • Совершенно верно! Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. И наконец, из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком (Слайд 11).
Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (слушание темы.)
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
  • Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.(слушание финала)
Сказка закончилась. Правда, не для всех героев счастливо. А кто пострадал из положительных героев?
Примерные ответы детей:
- Утка
Хорошо! Мы немного отдохнём. А потом подведём итоги.
Физкультминутка «Вместе весело шагать»
(учитель за инструментом)
  1. Итог урока (4 минуты)
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
(слайды 12, 13) И проверим ваши ответы викторины. 
Молодцы! А теперь кому понравилась:
  • тема  Пети, тот промарширует
  • тема птички – поиграет на флейточке
  • тема утки – прокрякает.
  • тема кошки –помяукает.
  • тема дедушки – покашляет.
  • тема волка – повоет на луну.
  • тема охотников – прохлопает.
Отлично! Все на уроке были активны.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  1. Домашнее задание (1 минут)
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
 
Список использованной литературы:
  1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ:  Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.  
 
[1] http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_music/9440-plan-konspekt-uroka-na-temu-sredstva-muzykalnoj.html

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»